Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Обновление для выпускных классов!
Не забудьте поставить подпись!

Закон РБ об основах деятельности по профилактике правонарушений

Дата: 25 апреля 2014 в 18:02, Обновлено 25 апреля 2014 в 18:08
Автор: Сизова Ю. Б.

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 11 января 2014 г. N 2/2120

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

4 января 2014 г. N 122-З

 

ОБ ОСНОВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

 

Принят Палатой представителей 16 декабря 2013 года
Одобрен Советом Республики 19 декабря 2013 года

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

индивидуальная профилактика правонарушений - деятельность субъектов профилактики правонарушений по оказанию корректирующего воздействия на гражданина Республики Беларусь, иностранного гражданина и лицо без гражданства (далее, если иное не определено настоящим Законом, - гражданин) в целях недопущения совершения правонарушений, осуществляемая в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;

насилие в семье - умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания;

общая профилактика правонарушений - деятельность субъектов профилактики правонарушений по выявлению причин правонарушений и условий, способствующих их совершению, и принятию мер по их устранению, воздействию на социальные процессы и явления в целях недопущения противоправного поведения граждан, осуществляемая в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;

правонарушение - противоправное виновное действие (бездействие), за совершение которого предусмотрена уголовная или административная ответственность;

профилактика правонарушений - деятельность по применению мер общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений субъектами профилактики правонарушений в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства;

профилактическое мероприятие - совокупность действий субъекта профилактики правонарушений, организованных и осуществляемых им в рамках общей и (или) индивидуальной профилактики правонарушений;

члены семьи - близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, проживающие совместно с гражданином и ведущие с ним общее хозяйство.

 

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие при осуществлении профилактики правонарушений, если иное не предусмотрено частью второй настоящей статьи.

Профилактика правонарушений при ведении уголовного и административного процессов, исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности осуществляется в соответствии с другими законодательными актами.

Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 64, 2/949), настоящим Законом и другими актами законодательства.

Граждане принимают участие в деятельности по профилактике правонарушений в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 июня 2003 года "Об участии граждан в охране правопорядка" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 74, 2/963), настоящим Законом и другими актами законодательства.

 

Статья 3. Законодательство в сфере профилактики правонарушений

Законодательство в сфере профилактики правонарушений основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и других актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

Статья 4. Основные принципы деятельности субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений

Деятельность субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений основывается на принципах:

законности;

гуманизма;

плановости и системности;

осуществления индивидуальной профилактики правонарушений с учетом личности гражданина;

защиты и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций;

скоординированности действий и оперативного взаимодействия субъектов профилактики правонарушений;

ответственности должностных лиц субъектов профилактики правонарушений за нарушение законодательства в сфере профилактики правонарушений.

 

Статья 5. Субъекты профилактики правонарушений

Субъектами профилактики правонарушений являются:

органы внутренних дел Республики Беларусь (далее - органы внутренних дел);

органы прокуратуры Республики Беларусь (далее - органы прокуратуры);

органы государственной безопасности Республики Беларусь (далее - органы государственной безопасности);

органы пограничной службы Республики Беларусь (далее - органы пограничной службы);

таможенные органы Республики Беларусь (далее - таможенные органы);

орган государственной охраны;

органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее - органы Комитета государственного контроля);

органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям);

Вооруженные Силы Республики Беларусь (далее - Вооруженные Силы), внутренние войска Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее - внутренние войска), иные государственные воинские формирования и военизированные организации;

местные исполнительные и распорядительные органы;

Министерство здравоохранения Республики Беларусь, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, органы управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и подчиненных им государственных организаций здравоохранения (далее - органы управления здравоохранением);

государственные организации здравоохранения;

Министерство образования Республики Беларусь, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования (далее - органы управления образованием);

учреждения образования;

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, городских, районных исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты, структурные подразделения местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере социальной защиты (далее - органы по труду, занятости и социальной защите);

учреждения социального обслуживания;

Министерство юстиции Республики Беларусь, структурные подразделения областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере юстиции;

Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь;

юридические лица, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации;

советы общественных пунктов охраны правопорядка;

добровольные дружины;

общественные объединения и иные организации (далее - иные организации).

 

Статья 6. Координация деятельности по профилактике правонарушений

Координация деятельности по профилактике правонарушений в пределах компетенции осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и нижестоящими прокурорами территориальных и специализированных прокуратур, в том числе посредством организации работы координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией.

 

ГЛАВА 2

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере профилактики правонарушений

Президент Республики Беларусь в сфере профилактики правонарушений:

определяет государственную политику;

осуществляет контроль за деятельностью субъектов профилактики правонарушений, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими законодательными актами.

 

Статья 8. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере профилактики правонарушений

Совет Министров Республики Беларусь в сфере профилактики правонарушений:

реализует государственную политику;

осуществляет контроль за деятельностью субъектов профилактики правонарушений, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

разрабатывает совместно с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь государственные программы по борьбе с преступностью и коррупцией и вносит их на утверждение республиканскому координационному совещанию по борьбе с преступностью и коррупцией;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законами и актами Президента Республики Беларусь.

 

Статья 9. Полномочия субъектов профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений

Субъекты профилактики правонарушений в сфере профилактики правонарушений в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства:

принимают участие в реализации государственной политики;

выявляют причины правонарушений и условия, способствующие их совершению, и принимают меры по их устранению;

разрабатывают и проводят профилактические мероприятия;

принимают участие в реализации государственных программ по борьбе с преступностью и коррупцией и региональных комплексных программ по профилактике правонарушений;

представляют в соответствии с законодательством информацию о проводимых и проведенных профилактических мероприятиях;

размещают в общественных местах, зданиях (помещениях) организаций, государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений информацию о формировании правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан;

проводят систематический мониторинг законодательства и вносят в установленном порядке предложения по его совершенствованию;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.

Организации в сфере профилактики правонарушений проводят профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений среди работников этих организаций, в том числе в целях обеспечения безопасных условий труда и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) на принадлежащих (подведомственных) им территориях и объектах, предоставляют на основании обращений других субъектов профилактики правонарушений площадь на информационных стендах для размещения информации о формировании правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан, осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.

Юридические лица, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, в сфере профилактики правонарушений в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства:

пропагандируют участие граждан и организаций в деятельности по профилактике правонарушений;

распространяют информацию о деятельности субъектов профилактики правонарушений, аналитические и другие материалы о профилактике правонарушений, защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, в том числе демонстрирующие на конкретных примерах неотвратимость наказания за совершенные преступления;

осуществляют деятельность по размещению (распространению) социальной рекламы, а также информируют граждан о формах и методах самозащиты от преступных посягательств;

осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.

 

ГЛАВА 3

ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 10. Меры общей профилактики правонарушений

Мерами общей профилактики правонарушений являются:

разработка и утверждение региональных комплексных программ по профилактике правонарушений и проведение профилактических мероприятий;

правовое просвещение граждан;

внесение представлений, вынесение предписаний;

иные меры, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

 

Статья 11. Региональные комплексные программы по профилактике правонарушений

На основе положений настоящего Закона, государственных программ по борьбе с преступностью и коррупцией, предложений субъектов профилактики правонарушений местными исполнительными и распорядительными органами областного и базового территориальных уровней ежегодно разрабатываются и утверждаются региональные комплексные программы по профилактике правонарушений, которые реализуются субъектами профилактики правонарушений в пределах своей компетенции на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Региональными комплексными программами по профилактике правонарушений должно обеспечиваться проведение профилактических мероприятий по предупреждению:

преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления;

правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

правонарушений против жизни и здоровья, общественного порядка и общественной нравственности;

правонарушений, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций и гибели людей от них;

правонарушений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

насилия в семье;

правонарушений, совершаемых гражданами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

правонарушений, совершаемых гражданами, освобожденными из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов, а также гражданами, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений;

иных правонарушений.

Соответствующие координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией согласовывают региональные комплексные программы по профилактике правонарушений перед их утверждением местными исполнительными и распорядительными органами областного и базового территориальных уровней, а также контролируют реализацию предусмотренных в них профилактических мероприятий.

 

Статья 12. Основные профилактические мероприятия по предупреждению преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления

Органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, орган государственной охраны, внутренние войска, иные государственные воинские формирования и военизированные организации в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия по предупреждению создания и деятельности незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп и преступных организаций, по предупреждению экстремистской деятельности, организации незаконной миграции и других преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления.

Орган государственной охраны, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, Вооруженные Силы, органы пограничной службы, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, внутренние войска в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране, в местах их пребывания, устранению обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны, предупреждению других преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления.

Государственные органы, не указанные в частях первой и второй настоящей статьи, иные государственные организации в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия по предупреждению преступлений против государства и порядка осуществления власти и управления.

 

Статья 13. Основные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений

Органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы Комитета государственного контроля, другие государственные органы, иные государственные организации в пределах своей компетенции принимают меры по выявлению и пресечению правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранению их последствий, а также предпосылок и причин коррупции.

Местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, иные государственные организации планируют и проводят профилактические мероприятия по противодействию коррупции, в том числе осуществляют контроль за подбором и расстановкой кадров, системную работу по соблюдению ограничений и специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц.

Государственные органы, иные государственные организации во взаимодействии с юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, информируют граждан о результатах борьбы с коррупцией, пропагандируют неприятие проявлений коррупции.

 

Статья 14. Основные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений против жизни и здоровья, общественного порядка и общественной нравственности

Органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, таможенные органы в пределах своей компетенции выявляют и устраняют причины и условия, способствующие незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ. Эти государственные органы во взаимодействии с юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, разъясняют гражданам необходимость добровольной сдачи незаконно хранящихся оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.

Органы внутренних дел, органы пограничной службы, таможенные органы в пределах своей компетенции выявляют владельцев оружия, подвергавшихся административным взысканиям за совершение административных правонарушений, являющихся основаниями для аннулирования разрешений на хранение и ношение оружия.

Вооруженные Силы, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, внутренние войска, иные государственные воинские формирования и военизированные организации в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия по обеспечению безопасности хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и иных средств поражения.

Органы внутренних дел во взаимодействии с учреждениями образования, юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, разъясняют гражданам возможные негативные последствия трудоустройства за границей без участия юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за пределами Республики Беларусь.

Органы внутренних дел, подразделения и организации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают организационные и иные меры, обеспечивающие безопасность перевозок пассажиров.

Органы внутренних дел во взаимодействии с учреждениями образования, юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, организуют проведение разъяснительной работы по профилактике заведомо ложных сообщений об опасности.

Местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по организации надлежащей освещенности улиц и дворовых территорий населенных пунктов.

Местные исполнительные и распорядительные органы по предложению органов внутренних дел принимают меры по оборудованию общественных мест массового пребывания граждан, общественных мест, где наиболее часто совершаются правонарушения, системами видеонаблюдения и устройствами экстренной связи, контролируемыми органами внутренних дел.

Местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по обеспечению в городе Минске и областных центрах связи маршрутных транспортных средств с центром управления перекрестками автоматизированной системы управления дорожным движением.

Местные исполнительные и распорядительные органы принимают организационные меры по предотвращению несанкционированного доступа граждан в пустующие дома, здания, сооружения, подвалы и на чердаки жилых домов, зданий и сооружений.

Органы внутренних дел во взаимодействии с организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, организуют соответствующую подготовку работников организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, для оказания содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка на дворовых территориях.

Органы внутренних дел во взаимодействии с юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, осуществляют информирование граждан о способах и средствах обеспечения личной безопасности.

 

Статья 15. Основные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций и гибели людей от них

Местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, органами управления здравоохранением, государственными организациями здравоохранения, органами по труду, занятости и социальной защите, учреждениями социального обслуживания, организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, и учреждениями образования проводят профилактические мероприятия, направленные на предупреждение пожаров и других чрезвычайных ситуаций и гибели людей от них, адресные проверки состояния жилых помещений одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов, многодетных семей и семей, в которых дети находятся в социально опасном положении, организуют проверки состояния жилых помещений иных категорий граждан в ходе проведения смотров противопожарного состояния жилых домов и принимают необходимые меры по приведению жилищного фонда в пожаробезопасное состояние, проводят инструктажи о мерах пожарной безопасности в быту, принимают в установленном порядке меры по оказанию адресной социальной помощи гражданам для обеспечения безопасных условий проживания.

Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям организуют информирование населения о состоянии пожарной безопасности, оказывают помощь республиканским органам государственного управления, местным исполнительным и распорядительным органам, иным организациям в обучении граждан мерам пожарной безопасности в быту и на производстве, оказывают помощь внештатным пожарным формированиям в организации пожарно-профилактической работы.

Органы государственного надзора в области промышленной, ядерной и радиационной безопасности, местные исполнительные и распорядительные органы, другие уполномоченные государственные органы и иные организации проводят профилактические мероприятия по обеспечению промышленной, ядерной и радиационной безопасности.

Органы государственного энергетического надзора проводят адресные проверки технического состояния электрических и теплоиспользующих установок, условий их эксплуатации в жилых помещениях граждан, принимают меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих нарушению правил устройства и технической эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок, правил техники безопасности при их эксплуатации, правил пользования электрической и тепловой энергией потребителями электрической и тепловой энергии.

Органы государственного газового надзора проводят адресные проверки технического состояния газоиспользующего оборудования (установок) потребителей газа, условий их эксплуатации в жилых помещениях граждан, принимают меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих нарушению правил устройства и технической эксплуатации газоиспользующего оборудования (установок), правил техники безопасности при их эксплуатации потребителями газа.

Государственные органы и иные организации, осуществляющие деятельность по разработке и внедрению пожаростойких материалов, в пределах своей компетенции принимают меры по разработке и внедрению пожаростойких материалов в строительстве и быту.

 

Статья 16. Основные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности

Органы внутренних дел выявляют причины и условия, способствующие совершению хищений имущества граждан и организаций, в пределах своей компетенции принимают меры по устранению этих причин и условий, обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей.

Органы Комитета государственного контроля, другие государственные органы, иные государственные организации, проводящие проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, проводят в установленном порядке проверки расходования бюджетных средств, а также профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений в реальном секторе экономики и социальной сфере.

Органы Комитета государственного контроля принимают меры по совершенствованию методики проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Органы внутренних дел во взаимодействии с организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, осуществляют информирование организаций и граждан о необходимости оборудования помещений средствами охраны и безопасности, входных дверей в подъезды домов домофонами, кодовыми замками и средствами видеонаблюдения.

Местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по строительству охраняемых стоянок транспортных средств и созданию гаражно-строительных кооперативов, оборудованию и поддержанию в технически исправном состоянии систем электроосвещения в гаражных массивах, на стоянках транспортных средств, выделению в жилых комплексах при их проектировании и строительстве мест под гаражи и стоянки для транспортных средств граждан из расчета одно транспортное средство на одну квартиру.

 

Статья 17. Основные профилактические мероприятия по предупреждению насилия в семье

Местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами внутренних дел, органами управления здравоохранением, государственными организациями здравоохранения, органами управления образованием, учреждениями образования, органами по труду, занятости и социальной защите, учреждениями социального обслуживания, иными организациями принимают меры по выявлению и устранению причин насилия в семье и условий, ему способствующих, организуют деятельность по оказанию помощи жертвам насилия.

Местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами внутренних дел, органами управления образованием, учреждениями образования, органами по труду, занятости и социальной защите, иными организациями обеспечивают проведение информационно-просветительской работы по предупреждению насилия в семье, организуют деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов по вопросам профилактики насилия в семье.

Местные исполнительные и распорядительные органы принимают решения о создании государственных организаций, их структурных подразделений по предоставлению услуг временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, а также принимают при необходимости в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, меры по обеспечению местами временного пребывания граждан, в отношении которых вынесено защитное предписание.

Учреждения социального обслуживания, иные государственные организации, их структурные подразделения, оказывающие социальные услуги гражданам, пострадавшим от насилия в семье, осуществляют учет данных об оказании помощи гражданам, пострадавшим от насилия в семье, обобщают, систематизируют и анализируют полученную информацию.

Органы внутренних дел во взаимодействии с учреждениями социального обслуживания, иными государственными организациями, их структурными подразделениями, оказывающими социальные услуги гражданам, пострадавшим от насилия в семье, государственными организациями здравоохранения, учреждениями образования, организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия по выявлению фактов насилия в семье и граждан, совершающих насилие в семье.

Органы внутренних дел осуществляют учет сведений о правонарушениях, совершенных членами семьи по отношению к другим членам семьи, обобщают и систематизируют полученную информацию.

Органы прокуратуры, органы внутренних дел, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, государственные организации здравоохранения, учреждения образования в целях защиты прав, свобод и законных интересов детей в пределах своей компетенции осуществляют подготовку материалов для принятия в установленном порядке решений о признании граждан ограниченно дееспособными, об отобрании ребенка без лишения родительских прав или о лишении родительских прав, о применении принудительных мер безопасности и лечения граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями).

Органы внутренних дел и органы прокуратуры разъясняют гражданам, пострадавшим от насилия в семье, их право обратиться с заявлением о возбуждении уголовного дела либо с заявлением об административном правонарушении, информируют их об организациях, в которых оказывается помощь пострадавшим от насилия в семье, а также в пределах своей компетенции осуществляют подготовку материалов для принятия в установленном порядке решений о привлечении граждан, совершающих насилие в семье, к административной или уголовной ответственности.

Государственные организации здравоохранения оказывают медицинскую и психологическую помощь гражданам, пострадавшим от насилия в семье, уведомляют о совершенном насилии в семье другие субъекты профилактики правонарушений согласно их компетенции, представляют в установленном порядке информацию о гражданах, пострадавших от насилия в семье, и гражданах, совершивших насилие в семье, которым оказана медицинская помощь.

 

Статья 18. Основные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений, совершаемых гражданами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ

Органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, таможенные органы, государственные организации здравоохранения в пределах своей компетенции выявляют причины и условия, способствующие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Эти государственные органы и государственные организации во взаимодействии с юридическими лицами, на которые возложены функции редакций государственных средств массовой информации, разъясняют гражданам необходимость добровольной сдачи незаконно хранящихся наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.

Местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами внутренних дел, органами управления здравоохранением, государственными организациями здравоохранения, органами управления образованием, учреждениями образования, иными организациями обеспечивают проведение информационно-просветительской работы по предупреждению распространения и употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Местные исполнительные и распорядительные органы, органы внутренних дел, учреждения образования в пределах своей компетенции проводят профилактические мероприятия с обучающимися по предупреждению правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

Государственные организации здравоохранения в установленном порядке обеспечивают оказание медицинской помощи гражданам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

Органы внутренних дел, органы государственной безопасности, органы пограничной службы, таможенные органы в пределах своей компетенции выявляют места незаконного производства и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции ведут подготовку материалов и осуществляют подачу в суд заявлений о направлении в установленном порядке граждан в лечебно-трудовые профилактории, выявляют граждан, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, для направления их в установленном порядке в государственные организации здравоохранения для оказания медицинской помощи.

Местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, согласовывают с органами внутренних дел режим работы торговых объектов и объектов общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольных напитков, а также реализацию в ночное время слабоалкогольных напитков и пива.

Органы по труду, занятости и социальной защите в порядке, установленном законодательством о занятости населения, оказывают содействие гражданам, прекратившим нахождение в лечебно-трудовых профилакториях, а также гражданам, к которым по решению суда применялись принудительные меры безопасности и лечения, в подборе работы и трудоустройстве.

 

Статья 19. Основные профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений, совершаемых гражданами, освобожденными из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов, а также гражданами, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений

Органы внутренних дел обеспечивают контроль за прибытием граждан, освобожденных из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов, к избранному месту жительства.

Местные исполнительные и распорядительные органы принимают меры по обеспечению жилыми помещениями и трудоустройству граждан, освобожденных из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов, а также граждан, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и специальных лечебно-воспитательных учреждений.

Местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, установленном законодательством, оказывают поддержку организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим рабочие места для трудоустройства граждан, освобожденных из исправительных учреждений, исправительных учреждений открытого типа, арестных домов.

Организации и индивидуальные предприниматели, предоставляющие рабочие места для трудоустройства граждан, освобожденных из исправительных учреждений, имеют право на частичную компенсацию затрат по оплате труда таких лиц за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством.

Порядок организации и финансирования мероприятий по трудоустройству граждан, освобожденных из исправительных учреждений, в том числе частичной компенсации затрат по оплате труда таких лиц, определяется Советом Министров Республики Беларусь.

 

Статья 20. Правовое просвещение граждан

Правовое просвещение граждан - формирование и повышение уровня правового сознания и правовой культуры граждан, осуществляемые субъектами профилактики правонарушений в пределах своей компетенции.

Правовое просвещение граждан осуществляется путем:

проведения конференций, круглых столов, семинаров, лекций и выступлений по вопросам профилактики правонарушений;

размещения в общественных местах, зданиях (помещениях) организаций, государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений информации о формировании правопослушного поведения, здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан;

в иных формах в соответствии с актами законодательства.

 

Статья 21. Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и предписание об устранении нарушений законодательства

Представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений (далее - представление), - письменное требование органа внутренних дел, органа прокуратуры, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа, органа государственной охраны, органа финансовых расследований Комитета государственного контроля, органа и подразделения по чрезвычайным ситуациям об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Представление вносится руководителем субъекта профилактики правонарушений, указанного в части первой настоящей статьи, либо его заместителем должностному лицу, организации или индивидуальному предпринимателю, которые правомочны принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению с принятием необходимых мер по выполнению содержащихся в нем требований. О принятых мерах соответствующие организация, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, которым внесено представление, в месячный срок со дня его получения в письменной форме информируют субъект профилактики правонарушений, внесший представление.

При рассмотрении представления коллегиальным органом субъекту профилактики правонарушений, внесшему его, заранее сообщается о дате, времени и месте рассмотрения представления. Субъект профилактики правонарушений вправе направить своего представителя для участия в рассмотрении представления.

Предписание об устранении нарушений законодательства (далее - предписание) - письменное требование органа внутренних дел, органа прокуратуры, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа, органа государственной охраны, органа финансовых расследований Комитета государственного контроля, органа и подразделения по чрезвычайным ситуациям о безотлагательном устранении нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам, свободам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, правам и законным интересам организаций, государственным или общественным интересам, если оно не будет немедленно устранено.

Предписание направляется руководителем субъекта профилактики правонарушений, указанного в части пятой настоящей статьи, либо его заместителем должностному лицу, организации или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение законодательства, либо вышестоящим государственному органу, должностному лицу, иной организации, правомочным устранить такое нарушение. Предписание должно содержать указание на акт законодательства, который нарушен, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по его устранению.

Предписание подлежит немедленному исполнению. О результатах исполнения предписания безотлагательно сообщается субъекту профилактики правонарушений, вынесшему предписание.

При проведении проверок контролирующими (надзорными) органами предписания выносятся этими органами в соответствии с законодательными актами о контрольной (надзорной) деятельности.

Субъекты профилактики правонарушений, указанные в частях первой и пятой настоящей статьи, контролируют фактическое выполнение требований внесенных ими представлений и вынесенных ими предписаний.

 

Статья 22. Иные меры общей профилактики правонарушений

К иным мерам общей профилактики правонарушений относятся:

информирование о проводимых и проведенных профилактических мероприятиях;

организация проведения опросов общественного мнения о деятельности субъектов профилактики правонарушений и освещения их результатов в государственных средствах массовой информации, в том числе распространяемых с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, на официальных сайтах субъектов профилактики правонарушений;

обеспечение стимулирования граждан за представление достоверной информации о подготавливаемых или совершенных правонарушениях;

проведение криминологической экспертизы проектов правовых актов и правовых актов в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;

другие меры, предусмотренные законодательными актами.

 

ГЛАВА 4

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 23. Меры индивидуальной профилактики правонарушений

Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:

профилактическая беседа;

официальное предупреждение;

профилактический учет;

защитное предписание;

иные меры, предусмотренные законодательными актами.

 

Статья 24. Профилактическая беседа

Профилактическая беседа - устное разъяснение гражданину общественной опасности подготовки и совершения правонарушений, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также убеждение гражданина в недопустимости их совершения.

Профилактическая беседа проводится с гражданином:

освобожденным из исправительного учреждения, исправительного учреждения открытого типа, арестного дома и прибывшим к избранному месту жительства;

поведение которого в общественных местах, по месту жительства, работы, учебы либо образ жизни дают основание полагать о возможности совершения им правонарушения;

в случае, указанном в части четвертой статьи 25 настоящего Закона, при условии принятия решения о проведении профилактической беседы должностным лицом субъекта профилактики правонарушений, рассматривающего дело об административном правонарушении.

 

Статья 25. Порядок проведения профилактической беседы

С гражданином, освобожденным из исправительного учреждения, исправительного учреждения открытого типа, арестного дома, профилактическая беседа проводится должностным лицом органа внутренних дел в течение десяти дней после прибытия этого гражданина к избранному месту жительства.

Гражданин, освобожденный из исправительного учреждения, исправительного учреждения открытого типа, арестного дома и прибывший к избранному месту жительства, вызывается органом внутренних дел для проведения профилактической беседы в помещение органа внутренних дел. Вызов осуществляется в письменной форме. Профилактическая беседа с указанным гражданином может быть проведена по его месту жительства или месту пребывания, учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом органа внутренних дел, если этот гражданин не явился по вызову.

Профилактическая беседа с гражданином, поведение которого в общественных местах, по месту жительства, работы, учебы либо образ жизни дают основание полагать о возможности совершения им правонарушения, проводится должностным лицом субъекта профилактики правонарушений.

По решению должностного лица субъекта профилактики правонарушений, рассматривающего дело об административном правонарушении, с гражданином, привлеченным к административной ответственности, может проводиться профилактическая беседа. Гражданин, привлеченный к административной ответственности, вызывается для проведения профилактической беседы в помещение соответствующего субъекта профилактики правонарушений.

При проведении профилактической беседы должностное лицо субъекта профилактики правонарушений разъясняет гражданину его права и обязанности, предусмотренные статьей 32 настоящего Закона.

Продолжительность проведения профилактической беседы определяется должностным лицом субъекта профилактики правонарушений индивидуально, как правило, в пределах одного часа.

Во время проведения профилактической беседы может осуществляться демонстрация наглядных материалов и видеосюжетов.

По решению должностного лица субъекта профилактики правонарушений о проведении профилактической беседы составляется протокол, который подписывается гражданином, с которым проведена профилактическая беседа, и должностным лицом, проводившим профилактическую беседу. В протоколе делается запись о разъяснении прав и обязанностей гражданину, с которым проведена профилактическая беседа. В случае, если гражданин, с которым проведена профилактическая беседа, отказался подписать протокол, должностное лицо, проводившее профилактическую беседу, делает об этом запись в протоколе. Форма протокола утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

 

Статья 26. Официальное предупреждение

Официальное предупреждение - письменное разъяснение гражданину о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторности совершения им правонарушений.

Официальное предупреждение выносится гражданину:

привлеченному повторно в течение года к административной ответственности за правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

привлеченному к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи;

привлеченному к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 17.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;

в отношении которого принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5 части 1 статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, либо об освобождении от уголовной ответственности в соответствии со статьями 88, 89 Уголовного кодекса Республики Беларусь за совершение по отношению к члену семьи деяний, содержащих признаки преступления, предусмотренного статьями 140, 141, 143, 145, 146, 148 - 154, 166 - 171-1, 183, 186, 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь;

в отношении которого получены сведения о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления.

Официальное предупреждение может быть вынесено по решению руководителя органа пограничной службы или его заместителя гражданину, привлеченному к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 23.29 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также привлеченному повторно в течение года к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьями 23.30 - 23.32, 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, протокол о совершении которого составлен должностным лицом органа пограничной службы.

Суд, орган, ведущий административный процесс, орган уголовного преследования в пятидневный срок направляют:

в органы внутренних дел - вступившие в законную силу постановления о наложении административного взыскания, постановления, определения суда, постановления органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу, либо об освобождении от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных абзацами вторым - пятым части второй настоящей статьи;

в органы государственной безопасности, органы пограничной службы, таможенные органы с учетом их компетенции - сведения, предусмотренные абзацем шестым части второй настоящей статьи;

в органы пограничной службы - вступившие в законную силу постановления о наложении административного взыскания в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

 

Статья 27. Порядок вынесения и объявления официального предупреждения

Руководитель органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа или его заместитель в течение десяти дней после получения вступившего в законную силу постановления о наложении административного взыскания, постановления, определения суда, постановления органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу, либо об освобождении от уголовной ответственности, получения сведений о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления, в отношении граждан, указанных в частях второй и третьей статьи 26 настоящего Закона, выносят таким гражданам официальное предупреждение.

Гражданин, в отношении которого вынесено официальное предупреждение, вызывается должностным лицом органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа для объявления официального предупреждения в помещение соответствующего субъекта профилактики правонарушений. Вызов осуществляется в письменной форме. Официальное предупреждение может быть объявлено гражданину, в отношении которого оно вынесено, по его месту жительства или месту пребывания, учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа, если этот гражданин не явился по вызову.

Должностное лицо органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа объявляет официальное предупреждение гражданину, в отношении которого оно вынесено, вручает ему копию официального предупреждения и разъясняет его права и обязанности, предусмотренные статьей 32 настоящего Закона. О получении копии официального предупреждения и разъяснении прав и обязанностей в оригинале официального предупреждения делается соответствующая запись гражданином, в отношении которого вынесено официальное предупреждение, и должностным лицом, вручившим копию официального предупреждения и разъяснившим права и обязанности. В случае, если гражданин, в отношении которого вынесено официальное предупреждение, отказался подписать оригинал официального предупреждения, должностное лицо, вручившее копию официального предупреждения, делает об этом запись в оригинале официального предупреждения.

Форма официального предупреждения утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

 

Статья 28. Профилактический учет

Профилактический учет - наблюдение за поведением гражданина, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия.

Профилактический учет осуществляется в отношении гражданина:

привлеченного к административной ответственности за правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в течение года после объявления ему официального предупреждения за правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

привлеченного к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи, в течение года после объявления ему официального предупреждения за совершение одного из указанных правонарушений;

привлеченного к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи, в течение года после объявления ему официального предупреждения в связи с принятием в отношении его решения об отказе в возбуждении уголовного дела, либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5 части 1 статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, либо об освобождении от уголовной ответственности в соответствии со статьями 88, 89 Уголовного кодекса Республики Беларусь за совершение по отношению к члену семьи деяний, содержащих признаки преступления, предусмотренного статьями 140, 141, 143, 145, 146, 148 - 154, 166 - 171-1, 183, 186, 189 Уголовного кодекса Республики Беларусь;

привлеченного к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 17.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в течение года после объявления ему официального предупреждения за совершение указанного правонарушения;

отбывшего полностью основное и дополнительное уголовное наказание, за исключением граждан, за которыми установлен превентивный надзор либо осуществляется профилактическое наблюдение;

в отношении которого получены сведения о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления.

Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы направляют документы об освобождении лиц, указанных в абзаце шестом части второй настоящей статьи, в день освобождения этих лиц (за десять дней до их освобождения - при освобождении по отбытии срока наказания, назначенного по приговору суда) в органы внутренних дел по избранному ими месту жительства.

Профилактический учет не осуществляется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, а также следующих транзитом.

 

Статья 29. Порядок осуществления профилактического учета

Профилактический учет осуществляется в отношении граждан, указанных в:

абзацах втором - шестом части второй статьи 28 настоящего Закона, - органами внутренних дел;

абзаце седьмом части второй статьи 28 настоящего Закона, - органами государственной безопасности, органами пограничной службы, таможенными органами в соответствии с их компетенцией.

Решение об осуществлении профилактического учета принимается руководителем субъекта профилактики правонарушений или его заместителем в течение десяти дней после получения вступившего в законную силу постановления о привлечении гражданина к административной ответственности или получения сведений о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления.

Гражданин, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, для вручения копии этого решения вызывается должностным лицом органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа в помещение соответствующего субъекта профилактики правонарушений. Вызов осуществляется в письменной форме.

Должностное лицо органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа вручает копию решения об осуществлении профилактического учета гражданину, в отношении которого оно принято, и разъясняет его права и обязанности, предусмотренные статьей 32 настоящего Закона. Копия решения об осуществлении профилактического учета может быть вручена гражданину, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, по его месту жительства или месту пребывания, учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа, если этот гражданин не явился по вызову. О вручении копии решения об осуществлении профилактического учета и разъяснении прав и обязанностей гражданина, в отношении которого принято такое решение, составляется протокол. Протокол подписывается гражданином, которому вручена копия решения об осуществлении профилактического учета, и должностным лицом, вручившим эту копию. В случае, если гражданин, которому вручена копия решения об осуществлении профилактического учета, отказался подписать протокол, должностное лицо, вручившее эту копию, делает об этом запись в протоколе.

Решение об осуществлении профилактического учета вступает в силу с момента вручения гражданину, в отношении которого оно принято, копии этого решения. В день вступления в силу решения об осуществлении профилактического учета субъектом профилактики правонарушений заводится профилактическое дело.

Должностное лицо органа внутренних дел, органа пограничной службы, таможенного органа:

посещает гражданина, в отношении которого осуществляется профилактический учет, по его месту жительства или месту пребывания, учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом соответствующего субъекта профилактики правонарушений, один раз в течение месяца, если иная периодичность посещения не определена руководителем соответствующего субъекта профилактики правонарушений или его заместителем;

определяет место и время проведения профилактических мероприятий, обеспечивает участие в них гражданина, в отношении которого осуществляется профилактический учет.

Гражданин, в отношении которого осуществляется профилактический учет, прибывает по вызову должностного лица органа внутренних дел, органа пограничной службы, таможенного органа и участвует в профилактических мероприятиях. Профилактические мероприятия проводятся один раз в месяц, если иная периодичность не определена руководителем соответствующего субъекта профилактики правонарушений или его заместителем, в форме лекций, демонстрации фильмов профилактической направленности, в том числе о рассмотрении уголовных дел, гражданских дел о признании граждан ограниченно дееспособными, об отобрании ребенка без лишения родительских прав или о лишении родительских прав, направлении в лечебно-трудовой профилакторий, рассмотрении дел об административных правонарушениях. Профилактические мероприятия проводятся во время, когда гражданин, в отношении которого осуществляется профилактический учет, не занят на работе и учебе. Продолжительность профилактического мероприятия определяется должностным лицом органа внутренних дел, органа пограничной службы, таможенного органа индивидуально в пределах одного часа.

Профилактические мероприятия, указанные в частях шестой и седьмой настоящей статьи, не проводятся в периоды содержания граждан, в отношении которых осуществляется профилактический учет, под стражей, выезда их за пределы Республики Беларусь, оказания им медицинской помощи в стационарных условиях.

Порядок проведения профилактических мероприятий с участием граждан, в отношении которых профилактический учет осуществляется органами государственной безопасности, определяется Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь.

Формы решений об осуществлении профилактического учета и о его прекращении, форма профилактического дела, форма протокола о вручении копии решения об осуществлении профилактического учета и о разъяснении прав и обязанностей гражданина, в отношении которого принято такое решение, утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

 

Статья 30. Прекращение осуществления профилактического учета

Осуществление профилактического учета граждан, указанных в абзацах втором - пятом части второй статьи 28 настоящего Закона, прекращается по истечении одного года со дня принятия решения о его осуществлении. Исчисление годичного срока осуществления профилактического учета в отношении гражданина, который в этот период привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного абзацами вторым - пятым части второй статьи 28 настоящего Закона, начинается со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания.

Осуществление профилактического учета граждан, указанных в абзаце шестом части второй статьи 28 настоящего Закона, прекращается с момента погашения или снятия судимости.

Осуществление профилактического учета граждан, указанных в абзаце седьмом части второй статьи 28 настоящего Закона, прекращается в случае отказа лиц от совершения деяний, послуживших основанием для профилактического учета, а также вследствие устранения угрозы национальной безопасности, причинения вреда государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан.

Осуществление профилактического учета прекращается до истечения годичного срока в случае вступления в законную силу приговора суда об осуждении гражданина, в отношении которого осуществляется профилактический учет, к наказанию в виде лишения свободы, ареста, ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, а также в случае его призыва на срочную военную службу, направления в лечебно-трудовой профилакторий, смерти, высылки или депортации из Республики Беларусь.

Гражданин, в отношении которого принято решение о прекращении осуществления профилактического учета, письменно уведомляется об этом должностным лицом соответствующего субъекта профилактики правонарушений в течение трех дней после принятия этого решения, за исключением случаев, указанных в части четвертой настоящей статьи.

 

Статья 31. Защитное предписание

Защитное предписание - установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

Защитное предписание применяется после вынесения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи, к гражданину:

которому вынесено официальное предупреждение по основаниям, предусмотренным абзацами третьим или пятым части второй статьи 26 настоящего Закона. При этом защитное предписание применяется в течение года после объявления такого официального предупреждения;

в отношении которого осуществляется профилактический учет по основаниям, предусмотренным абзацами третьим или четвертым части второй статьи 28 настоящего Закона.

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.

Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно вынесено, запрещается:

предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье;

посещать места нахождения гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;

общаться с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитное предписание с установлением обязанности и запрета, указанных в части пятой настоящей статьи, согласовывается соответствующим прокурором при отсутствии письменного согласия гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в зависимости от гражданина, в отношении которого вынесено защитное предписание, либо по иным причинам не способен (способны) самостоятельно защитить свои права и законные интересы.

Защитное предписание объявляется гражданину, в отношении которого оно вынесено, должностным лицом органа внутренних дел в двухдневный срок со дня вынесения такого защитного предписания с разъяснением его прав и обязанностей, предусмотренных статьей 32 настоящего Закона. О получении копии защитного предписания и разъяснении прав и обязанностей гражданина, в отношении которого вынесено защитное предписание, составляется протокол. Протокол подписывается гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание, и должностным лицом, его вручившим. В случае, если гражданин, которому вручена копия защитного предписания, отказался подписать протокол, должностное лицо, вручившее эту копию, делает об этом запись в протоколе.

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.

В двухдневный срок со дня вынесения защитного предписания его копия направляется соответствующему прокурору, вручается под роспись совершеннолетнему гражданину, пострадавшему от насилия в семье, а также направляется в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган для информации и при необходимости проведения профилактических мероприятий по предупреждению насилия в семье в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

В случае, если граждан, пострадавших от насилия в семье, более одного, копия защитного предписания вручается каждому из указанных совершеннолетних граждан.

Запреты и обязанность, указанные в частях четвертой и пятой настоящей статьи, устанавливаются руководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от трех до тридцати суток со дня объявления защитного предписания гражданину, в отношении которого оно вынесено.

Решение о прекращении защитного предписания может быть принято руководителем органа внутренних дел или его заместителем по заявлению соответствующего совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье.

Отмена постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи, влечет отмену применения защитного предписания.

Форма защитного предписания и форма протокола о вручении копии защитного предписания утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

 

Статья 32. Права и обязанности граждан, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактика правонарушений

Граждане, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактика правонарушений, вправе:

знать основания применения к ним мер индивидуальной профилактики правонарушений;

знакомиться с протоколами проведенных с ними профилактических бесед;

знакомиться с материалами заведенных в отношении их профилактических дел;

осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства.

Граждане, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактика правонарушений, обязаны:

своевременно прибыть по вызову должностных лиц уполномоченных субъектов профилактики правонарушений;

участвовать в профилактических мероприятиях, проводимых должностными лицами уполномоченных субъектов профилактики правонарушений;

получить копии официальных предупреждений, вынесенных в отношении их;

получить копии решений об осуществлении профилактического учета, принятых в отношении их;

получить защитные предписания, вынесенные в отношении их, не нарушать запреты, выполнять обязанность, содержащиеся в этих защитных предписаниях;

выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

Ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, в отношении которых приняты решения об осуществлении профилактического учета, в том числе ограничение прав на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, свободное передвижение и выбор места жительства, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Законом и другими законодательными актами.

 

ГЛАВА 5

ИНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства в сфере профилактики правонарушений

Нарушение законодательства в сфере профилактики правонарушений влечет ответственность, установленную законодательными актами.

 

Статья 34. Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц субъектов профилактики правонарушений

Граждане, считающие, что их права, свободы и законные интересы ущемлены, а также организации, считающие, что их права и законные интересы ущемлены действиями (бездействием) субъектов профилактики правонарушений, их должностных лиц, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в установленном порядке в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу), после чего - прокурору или в суд.

 

Статья 35. Контроль и надзор в сфере профилактики правонарушений

Контроль за деятельностью субъектов профилактики правонарушений осуществляют вышестоящие государственные органы и должностные лица.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в сфере профилактики правонарушений осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами.

 

Статья 36. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности по профилактике правонарушений

Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности по профилактике правонарушений осуществляются за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

 

ГЛАВА 6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 37. Внесение дополнений в закон

Внести в Закон Республики Беларусь от 26 июня 2003 года "Об участии граждан в охране правопорядка" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 74, 2/963; 2010 г., N 5, 2/1630) следующие дополнения:

в статье 4:

абзац третий после слов "прокуратуры," и "службы Республики Беларусь" дополнить соответственно словами "Следственного комитета Республики Беларусь, органов" и ", других государственных воинских формирований и военизированных организаций";

абзац четвертый дополнить словами ", других государственных воинских формирований и военизированных организаций";

статью 6 дополнить абзацем шестым следующего содержания:

"участие в советах общественных пунктов охраны правопорядка (далее - советы общественных пунктов).";

дополнить Закон главой 4-1 следующего содержания:

 

"ГЛАВА 4-1

СОВЕТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПУНКТОВ

Статья 23-1. Формирование советов общественных пунктов

Советы общественных пунктов являются организационной формой объединения усилий добровольных дружин, организаций и граждан в деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений, а также их взаимодействия с субъектами профилактики правонарушений, определенными законодательными актами Республики Беларусь.

Советы общественных пунктов формируются из числа граждан, рекомендованных субъектами профилактики правонарушений, с согласия этих граждан, в том числе из числа должностных лиц субъектов профилактики правонарушений, и осуществляют свою деятельность под общим руководством соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

Решения об образовании и упразднении советов общественных пунктов, утверждении их персонального состава принимаются соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Порядок образования и упразднения советов общественных пунктов, их взаимодействия с субъектами профилактики правонарушений, а также меры стимулирования граждан и общественных объединений, участвующих в деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений, определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Постоянным местом размещения советов общественных пунктов являются общественные пункты - специальные помещения, определяемые соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

 

Статья 23-2. Полномочия советов общественных пунктов

Советы общественных пунктов:

изучают состояние общественного порядка на территории, закрепленной за советом общественного пункта, оказывают содействие субъектам профилактики правонарушений в деятельности по профилактике и пресечению правонарушений;

координируют работу представленных в совете общественного пункта организаций, способствуют установлению постоянного взаимодействия и обмена опытом работы по профилактике и пресечению правонарушений между этими организациями и субъектами профилактики правонарушений, расположенными на территории, закрепленной за советом общественного пункта;

организуют в общественном пункте дежурство членов совета общественного пункта, заслушивают их сообщения о выполнении обязанностей по участию в охране общественного порядка;

организуют обсуждение вопросов укрепления общественного порядка, а также поведения граждан, привлеченных к административной или уголовной ответственности, на своих заседаниях, собраниях граждан по их месту жительства или месту пребывания, учебы или работы с внесением соответствующих рекомендаций субъектам профилактики правонарушений;

разрабатывают и вносят субъектам профилактики правонарушений рекомендации по вопросам профилактики и пресечения правонарушений на территории, закрепленной за советом общественного пункта;

ходатайствуют перед субъектами, указанными в части первой статьи 22 настоящего Закона, о поощрении граждан, активно участвующих в деятельности по профилактике и пресечению правонарушений.

 

Статья 23-3. Обеспечение деятельности советов общественных пунктов

Субъектами профилактики правонарушений оказывается содействие в функционировании советов общественных пунктов. В общественных пунктах создаются необходимые условия для работы сотрудников органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов пограничной службы Республики Беларусь, должностных лиц других субъектов профилактики правонарушений.

Органы внутренних дел, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, органы пограничной службы Республики Беларусь обеспечивают советы общественных пунктов инструктивно-методическими пособиями и представляют им необходимую для деятельности информацию в объеме, определяемом руководителями этих органов и подразделений или их заместителями.

Обеспечение советов общественных пунктов необходимыми помещениями, средствами связи, мебелью, иными материально-техническими средствами, оплата коммунальных услуг, услуг связи, эксплуатационных расходов указанных пунктов осуществляются за счет средств соответствующих местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.".

 

Статья 38. Признание утратившими силу закона и отдельного положения закона

Признать утратившими силу:

Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года "Об основах деятельности по профилактике правонарушений" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 277, 2/1549);

статью 18 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 5, 2/1630).

 

Статья 39 вступила в силу после официального опубликования (абзац третий статьи 40 данного документа).

Статья 39. Реализация положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок:

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализации положений настоящего Закона.

 

Статья 40 вступила в силу после официального опубликования.

Статья 40. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

статьи 1 - 38 - через три месяца после официального опубликования настоящего Закона;

иные положения - после официального опубликования настоящего Закона.

 

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.