Новости проекта
Перенос и удаление уроков
Внесение изменений в личные данные
Schools.by приносит свои извинения за возникшие технические неполадки.
Голосование
Какой предмет для изучения на повышенном уровне Вы бы выбрали для Вашего ребенка?
Всего 72 человека

Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики (Селиванова Ирина Алексеевна)

Дата: 14 августа в 11:36, Обновлено 19 августа в 11:02
Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики
Селиванова Ирина Алексеевна,
учитель начальных классов
ГУО ”Средняя школа №3 г.Орши“
Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса в учреждениях образования является приоритетным направлением образовательной политики Республики Беларусь.
Инновационный проект ”Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики“ был реализован с 2016 по 2018 годы на базе 14 учреждений образования Республики Беларусь, в том числе и в ГУО ”Средняя школа №3 г. Орши“.
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья учащихся на основе организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики.
Предлагаемая модель базируется на принципах педагогической эргономики, как и все здоровьесберегающие технологии доктора медицинских наук, профессора В. Ф. Базарного:
1) принцип безопасности образовательного процесса;
2) принцип комфортности;
3) принцип надежности;
4) принцип психофизиологической адаптивности;
5) принцип хронометрических соответствий в учебной деятельности;
6) принцип эстетичности;
Подробнее о реализации принципов педагогической эргономики в образовательном процессе в нашем учреждении образования.
Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз учащихся, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - конторки. Часть урока учащийся сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма, здоровой жизнедеятельности. Практика показала, что на первоначальном этапе учителю необходимо строго регламентировать и координировать смену динамических поз. Для этого нужно при подготовке к уроку предварительно планировать данную смену. Оптимальная смена динамических поз не более 2 раз за урок. Причем, работа за конторкой не должна превышать 10-15 минут. К концу первого класса у учащихся уже формируется способность слышать потребности своего тела. Во втором классе ребята решают сами, сколько минут им следует постоять за конторкой, а сколько посидеть за столом. Задача учителя при этом следить за соблюдением общегигиенических и эргономических требований:
-высота конторки в соответствии с ростом ребенка;
-использование массажных ковриков из естественных тканей;
-соблюдение временных рамок работы за конторкой.
Осознанная потребность в смене динамических поз формируется и зависит и от отношения родителей к данным правилам. Важно отметить, что некоторые родители приобрели дома вместо привычных нам письменных столов парты с наклонной письменной поверхностью, регулируемые в соответствии с ростом.
В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на стене, и специальные офтальмотренажеры ”Бегущие огоньки“. Можно заменить специальный офтальмотренажер лазерной указкой, на первых уроках – фонариком, световым лучом. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатом таких упражнений является развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные ”сенсорные кресты“, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый алгоритм при чтении текста, выполнении заданий с применением изученных правил, способствующий развитию их речемоторной функции. При планировании урока на любом этапе можно предусмотреть задания, которые учащиеся будут выполнять в движении по классу, при работе в паре или группе: найти карточку с заданием, проверка по маршрутному листу, работа консультантом, когда учащийся с высоким уровнем знаний, выполнив задание первым, получает возможность занять место за конторкой, став консультантом для тех, кому нужна помощь. Формы работы можно использовать хорошо нам известные, только предусмотрев их выполнение в движении. Нужно только на первом этапе принять самому учителю непривычное движение учащихся по классу. Постепенно и учащиеся делают все тихо, организованно, не мешая друг другу.
Обязательным и важнейшим предметом в системе В. Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке, и танец. Они несут в себе не только художественно-эстетические начала, но и служат фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность.  
Теоретически обоснованные компоненты модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики, позволяют определить ожидаемые результаты для каждой субъектной группы модели:
учащиеся: укрепление здоровья; сформированность позитивного отношения к собственному здоровью как к ценности; повышение качества знаний за счет увеличения потенциала работоспособности;
родители (законные представители): сохранение и укрепление здоровья ребёнка.
Поэтому большое значение в образовательном процессе отводится воспитанию ответственного отношения к своему здоровью.
Одним из важных условий в достижении цели является то, что проводится экспресс-диагностика учащихся и результаты доводятся до родителей о состоянии здоровья и происходящих сдвигах в тех функциональных системах организма детей, которые наиболее остро реагируют на неблагополучие в организации педагогической среды. Это, прежде всего, творческое воображение, осанка, острота зрения, нервно-психическая сфера. При этом речь идёт не об общих констатациях типа ”здоров-не здоров“, а о строго количественных замерах, которые позволяют оценить динамику той или иной подсистемы организма, а также его состояние и развитие в целом. Проверка органов зрения проводится на начало и конец учебного года родителями у врача-окулиста с предоставлением справки-заключения. Результаты диагностики показали, что ухудшения зрения у учащихся не выявлено. У всех учащихся было проведено обследование осанки и позвоночника у ортопеда. Нарушений не выявлено ни у одного ребенка.
Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики в нашем учебном заведении прижилось и получило распространение и в других классах на I ступени общего среднего образования.
Сократ сказал: ”Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!“.
На настоящий момент необходимость реализации принципов педагогической эргономики диктуется самим обществом, связана с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить в сознании принципы педагогической эргономики в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, способствующая раскрытию потенциала личности.
Список использованных источников
  1. Базарный, В. Ф. Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса / В. Ф. Базарный. М., 2009. –– 328 с.
  2. Базарный, В. Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс контроль в школе и дома / В. Ф. Базарный. М.: ”Аркти“, 2005. ––  280 с.
  3. Окулова, Л.П. Методологические основы педагогической эргономики [Текст] / Л. П. Окулова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. I / Под общ.ред. Г. Д. Ахметовой.  – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 36-38.
 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.