Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Большая конференция "Родительское собрание"
Голосование
Вы считаете оптимальным для начала учебных занятий (уроков) время
Всего 81 человек

«Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики» 2016-2018

Дата: 3 марта в 16:32, Обновлено 3 марта в 16:33
Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса в учреждениях образования является приоритетным направлением образовательной политики Республики Беларусь.
Однако в последние годы во многих странах, в том числе и в нашей стране (данные официального статистического сборника Министерства здравоохранения Республики Беларусь), прослеживаются тенденции увеличения заболеваемости детей и подростков, снижения показателей уровня физического здоровья и физической подготовленности, увеличения доли подростков, непригодных к службе в армии, и численности выпускников учреждений образования, имеющих ограничения в выборе определенных профессий.
В 2016/2017 учебном году на базе государственного учреждения образования «Средняя школа №3 г. Орши» (далее – учреждение образования) началась реализация инновационного проекта «Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики», который рассчитан на два года.
Его актуальность обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем и здоровьеформирующем образовании. Многие годы человек проводит в стенах учреждений образования, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Стремление достичь триединой цели - повышения эффективности и качества обучения, развития личности и сохранения здоровья участников образовательного процесса – невозможно без решения эргономических задач совершенствования образовательного процесса.
Актуальность работы над данным проектом в учреждении образования определяется необходимостью повышения эффективности образовательного процесса с учётом психофизиологических особенностей учащихся с целью сохранения и укрепления их здоровья.
Цель проекта: сохранение и укрепление здоровья учащихся на основе организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики.
Непосредственно в апробации модели участвуют учащиеся двух классов интегрированного обучения и воспитания: I «А» (20 человек, из них 5 учащихся с ОПФР, учитель Гречишко И.М. – включились в проект в текущем учебном году) и IV «В» (17 учеников, из них 5 учащихся с ОПФР, учитель Райченок И.А.), а также II «А» класса (19 учеников, учитель Селиванова И.А.), учитель-дефектолог Лунькова А.А.
Педагоги школы имеют успешный опыт профессионального самообразования, участия в инновационной деятельности, конкурсах, конференциях, семинарах районного, областного, республиканского уровней, организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, работы с высокомотивированными учащимися. Но самое главное – это их осознанное отношение, стремление к саморазвитию, умение работать в команде, профессиональная мобильность и высокая степень ответственности к работе.
Социально-педагогическая и психологическая служба имеют опыт сопровождения инновационной деятельности (педагог-психолог Бабич О.А.).
В учреждении созданы условия для организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики.
Материально-техническое и учебно-материальное обеспечение соответствует государственным нормативам.
В учреждении три оборудованных класса и учебных мест в соответствии с эргономичными требованиями (конторки Базарного, зрительные тренажёры, учебные пособия с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей и др.), кабинет оказания коррекционно-педагогической помощи.
В школе созданы специальные условия с учетом потребностей конкретных детей с ОПФР, т.е. адаптивное образовательное пространство. Занятия и уроки учителем-дефектологом проводятся в отдельном специально оборудованном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, оснащенном коррекционно-развивающим оборудованием, необходимыми средствами обучения и учебной литературой. Кабинет оказания коррекционно-педагогической помощи создает атмосферу уюта, обеспечивает условия для совместной учебной и игровой деятельности. Функциональное зонирование позволяет рационально использовать пространственные ресурсы кабинета. Кабинет класса интегрированного обучения и воспитания оборудован компьютером.
Для проведения занятий хореографической, музыкальной, физкультурно-оздоровительной направленностей имеются соответствующие специально оборудованные помещения: кабинет музыки, хореографии, спортивный зал (обеспеченность спортивным инвентарем составляет 82%, что выше районного показателя).
В учреждении образования проведена локальная сеть, имеется доступ к базам данных в режиме on-line, электронная почта, факс.
Образовательный процесс организован на принципах педагогической эргономики.
Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.
В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на стене. В замен специального офтальмотренажера «Бегущие огоньки» используется лазерная указка. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета.
Важнейшей особенностью всех уроков является то, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учителя используют подвижные карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый алгоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.

В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз-рука».
Каждый ученик I «А» класса посещает факультативные занятия «Хореография», во II «А» – факультативные занятия хореографической и художественной направленности, в IV «В» – музыкальной, театральной и художественной.
Для учащихся организованы занятия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, безопасности жизни и здоровья, внеклассные мероприятия по формированию навыков  здорового образа жизни. Для родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации по вопросам эргономики, родительские собрания с привлечением медицинских работников.
Совместные спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», поход выходного дня «Снежный снайпер», мероприятие-презентация «Мода и здоровье» играли важную роль в сплочении классного и родительского коллективов.
Педагоги, учащиеся и их родители являются активными участниками школьных мероприятий.
Накоплен и систематизирован банк методических материалов, включающий в себя публикации периодической печати и видеоматериалы в рамках проблемного поля инновации, изучается опыт работы коллег других учреждений образования. Оформлена медиатека, которая оснащена обучающими и игровыми программами для детей с ОПФР, инструментальными программными средами.
Используются следующие сайты поддержки: asabliva.by, unibel.by, adu.by, defektolog.by и другие.
Педагогами разрабатываются дидактические и методические материалы по организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики, которые будут представлены в мае в виде электронного сборника и на бумажном носителе. В него войдут три раздела:
  1. «В помощь учителю» – «Родительские собрания», «Методическая копилка (уроки, коррекционные занятия, классные часы, спортивные и внеклассные мероприятия)», «Гимнастика для глаз», «Речевые упражнения», «Массаж биологически активных точек», «Релаксационные упражнения» (музыкальное сопровождение, видео), «Физкультминутки» и др.;
  2. «В помощь родителям» – рекомендации, советы;
  3. «В помощь учащимся» – памятки.
Таким образом, можно говорить о том, что программа инновационного проекта «Внедрение модели организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики» выполняется в полном объеме.
Результаты свидетельствуют о командном подходе в работе специалистов, участвующих в нем, о создании наиболее благоприятных условий для личностного развития учащихся, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе и с ОПФР, о взаимодействии и партнерстве семьи и учреждения образования на основе организации образовательного процесса в соответствии с принципами педагогической эргономики.
Малыгина О.А., заместитель директора по учебной работе

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.