Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Ваш ребенок выполняет домашнее задание самостоятельно?
Всего 84 человека
Голосование
Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, при выполнении домашнего задания?
Всего 80 человек
Голосование
Считаете ли вы оптимальным объем домашнего задания, которое выполняет ваш ребенок?
Всего 87 человек

Формы и методы профориентационной работы с учащимися старших классов

Дата: 21 января 2017 в 14:55
Формы и методы профориентационной работы с учащимися старших классов
Юношеский возраст можно рассматривать как подготовительный этап к самостоятельной жизни. Для успешной социальной адаптации в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, индивид должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств. Во-первых, он должен обладать устойчивым и твердым ядром личности, мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями. Во-вторых, - высокой психологической лабильностью, гибкостью, способностью не только усваивать и перерабатывать новую информацию, но и создавать нечто новое. Соответственно практические задачи обучения  направлены на воспитание, прежде всего, самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. Эти задачи решаются в процессе учебно-воспитательной, в том числе и профориентационной работы. Исходя из этого, основной целью профориентационной работы с учениками 9-11 классов является формирование у школьников устойчивых профессиональных намерений. Под профессиональным намерением понимается осознанное положительное отношение личности к сфере профессиональной деятельности, определяющееся наличием знаний о ее сущности, стремлением избрать профессию в данной сфере деятельности и получить соответствующее образование. Профессиональные намерения в свою очередь способствуют формированию профессиональной направленности личности. Профессиональная направленность обусловливает мотивированную и целенаправленную деятельность при подготовке человека к выбору сферы трудовой деятельности и путей профессионального самоопределения.
Поэтому в задачи профориентации на этом этапе входят:
- актуализация проблемы профессионального самоопределения;
- формирование адекватного отношения к системе профессионального образования;
- более широкое знакомство с профессиями и требованиями, которые они предъявляют к человеку;
- информирование старшеклассников о потребностях региона в кадрах, о возможностях трудоустройства.
Профессиональное просвещение учащихся выпускных классов осуществляется в соответствии с целями и задачами профориентации для данного возрастного периода. Основной задачей профинформирования является ознакомление учащихся с профессиографическими материалами, основными видами профессионального труда в регионе, требованиями, возможностями освоения, характером и условиями труда и заработка, потребностями в кадрах. Общую профинформацию старшеклассники получают на предметах общеобразовательного и политехнического циклов, внеклассных и внешкольных занятиях, мероприятиях, где учащиеся знакомятся с различными видами труда, с достижениями науки и их внедрением в производство, с сырьем и технологией его переработки, а также с отраслями народного хозяйства. В процессе получения этой информации на основе общих знаний формируются и развиваются интересы и мотивы выбора профессии учащимися.
Успешность обоснованного профессионального выбора во многом зависит также от информированности школьника о потребности общества в той или иной профессии, о возможностях профессиональной карьеры и о перспективах развития современной экономики в целом.
Содержание индивидуальной работы, проводимой классным руководителем на этапе старшего школьного возраста, должно включать следующие действия педагога:
- Стимулирование осознания, что основой рационального выбора профессии является социально-профессиональная ориентация, где важна общественная и личная значимость выбора, удовлетворенность профессией.
- Акцентирование внимания учащихся на том, что успешность профессиональной деятельности зависит не только от соответствующей профессиональной подготовки, но и от того, насколько индивидуально-личностные особенности соответствуют требованиям, предъявляемым профессией к человеку.
- Оказание помощи старшеклассникам в устранении противоречий между социальными ценностями учащегося и уровнем его притязаний в профессиональном самоопределении.
- Обсуждение запасных вариантов выбора профессии в пределах избираемой сферы деятельности.
- Стимулирование проявления инициативы и самостоятельности школьников в работе над собой по формированию профессионально важных качеств.
Понятие пригодности к тому или иному виду деятельности определяется в первую очередь возможностью человека максимально быстро и без чрезмерного напряжения адаптационных механизмов установить оптимальное соответствие между личностными конструктами и требованиями (условиями).
Профориентационную работу классный руководитель продолжает и после окончания учащимися школы. Для выяснения дальнейшего жизненного пути выпускников в сентябре-октябре классный руководитель совместно с социальным педагогом выясняют, в какой мере реализовались профессиональные намерения учащихся, каковы обстоятельства, препятствующие их осуществлению. С этой целью собирается следующая информация о каждом выпускнике: что он сейчас делает (учится, работает, работает и учится, не работает и не учится); в какое учебное заведение поступил учиться; если не поступил, то по какой причине (не прошел по конкурсу, передумал, по состоянию здоровья, др. причины). Если собирался работать, но не работает, то по какой причине; нравится ли обучение или место работы по избранной специальности; собирается ли менять место работы, учебы. Состоит ли на учете в службе занятости, если не работает и т.п. Собранные сведения о выпускниках будут способствовать совершенствованию работы педагогического коллектива школы по профессиональному самоопределению учащихся, оптимизации образовательного, воспитательного и профориентационного процессов.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.