Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Ваш ребенок выполняет домашнее задание самостоятельно?
Всего 43 человека
Голосование
Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, при выполнении домашнего задания?
Всего 39 человек
Голосование
Считаете ли вы оптимальным объем домашнего задания, которое выполняет ваш ребенок?
Всего 46 человек

Единый день информирования март 2017

Дата: 15 мая 2017 в 14:49
135 просмотров

МАТЕРИАЛЫ

для информационно-пропагандистских групп

(март 2017 г.)

ОБРАЗОВАНИЕ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

ОРГАНИЗАЦИЯ ШЕСТОГО ШКОЛЬНОГО ДНЯ.

О ВСТУПИТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2017 ГОДА

Интеллект человека – главная движущая сила развития современного государства. Именно совокупные результаты труда граждан определяют конкурентоспособность любой страны. Национальной системе образования принадлежит ключевая роль в формировании человеческого капитала, подготовке профессионалов для экономики знаний XXI века.

В своем докладе на пятом Всебелорусском народном собрании Президент А.Г.Лукашенко, характеризуя перспективные направления социально-экономического развития Республики Беларусь, заявил: ”Мотивированная, образованная, активная молодежь – это, по сути, стратегический ресурс развития страны. Ведь от того, какую смену мы воспитаем, насколько подготовим к самостоятельной жизни, зависит будущее государства, прогресс или деградация общества“.

По словам белорусского лидера, ”система образования должна вырабатывать у людей способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Надо научить учиться“.

Система образования Республики Беларусь

В Республике Беларусь сложилась целостная и сбалансированная система образования, позволяющая каждому гражданину страны реализовать свое право на образование для того, чтобы быть успешным и востребованным в обществе.

В нашей стране функционируют более 8 тыс. учреждений образования (далее – УО), в которых трудятся около 430 тыс. работников.

Беларусь по праву считают государством, где реализуется принцип непрерывности образования (”образование через всю жизнь“).

Национальная система образования включает:

  • дошкольное образование;
  • общее среднее образование;
  • специальное образование (для детей с особенностями психофизического развития);
  • профессионально-техническое и среднее специальное образование;
  • высшее образование;
  • послевузовское образование (аспирантура и докторантура);
  • дополнительное образование взрослых;
  • дополнительное образование детей и молодежи.

В настоящее время дошкольное образование получают более 418,1 тыс. воспитанников, общее среднее – 982,2 тыс. учащихся, профессионально-техническое и среднее специальное – 70,3 и 117,8 тыс. человек.

В соответствии с мировыми тенденциями на уровне высшего образования подготовка специалистов ведется на двух ступенях.

Подготовку специалистов в стране обеспечивают 42 государственных и 9 частных вузов (34 университета, 9 академий, 8 институтов) по 15 профилям образования, включающим около 380 специальностей на I ступени и более 300 – в магистратуре. В государственных учреждениях высшего образования (далее – УВО) обучаются более 290,8 тыс. студентов и 10,6 тыс. магистрантов. Общий студенческий контингент превышает 310 тыс. человек. Сегодня в Беларуси 330 студентов на 10 тыс. населения, что соответствует уровню европейских стран.

На 1 января 2016 г. численность лиц, осваивающих содержание аспирантуры (адъюнктуры), составляла 4 931 человек; численность докторантов – 351 человек.

Образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуют около 400 различных учреждений образования и организаций. Повышением квалификации, стажировкой, подготовкой и переподготовкой ежегодно охвачено более 480 тыс. человек. Переподготовка руководящих работников и специалистов ведется по 386 специальностям. Профессиональное обучение рабочих осуществляется по 4,8 тыс. профессий.

В системе дополнительного образования детей и молодежи функционируют 297 учреждений, в которых занимаются 388,36 тысяч детей (каждый третий учащийся системы общего среднего образования).

Объемы финансирования сферы образования Республики Беларусь соизмеримы с государственными расходами на образование в большинстве развитых стран мира и превышают расходы России и Казахстана. В 2016 году расходы консолидированного бюджета на образование составили 4 593,7 млн. рублей, или 4,87% от ВВП, с учетом внебюджетных средств – 5 142,9 млн. рублей, или 5,45% от ВВП (2015 год – 5,35% от ВВП).

Обеспечено выполнение государственных социальных стандартов в области образования.

Последовательно решаются вопросы укрепления материально-технической базы. В 2016 году введены в строй 25 объектов образования.

Справочно.

В том числе ведены в строй 3 школы на 1 091 ученическое место, 12 дошкольных учреждений на 2 670 мест, 9 жилых домов для семей, воспитывающих детей-сирот, и оставшихся без попечения родителей детей, здание спального корпуса со спортивным блоком и актовым залом спецшколы-интерната в г.Могилеве (первая очередь).

За счет кредитных средств Всемирного банка в рамках проекта ”Модернизация системы образования Республики Беларусь“ выполняются работы по реконструкции и ремонту 19 учреждений общего среднего образования. Продолжается строительство общежития на 1 038 мест для белорусских и китайских студентов за счет средств технико-экономической помощи Китайской Народной Республики.

Основные направления развития системы образования Республики Беларусь определены Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы и Государственной программой ”Образование и молодежная политика“ на 2016–2020 годы.

Социальные гарантии, которые предоставляет гражданам национальная система образования

Граждане Республики Беларусь имеют право:

 получить в государственных учреждениях образования (далее – ГУО) бесплатное дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, специальное, дополнительное образование, а на конкурсной основе – бесплатное среднее специальное, высшее и послевузовское образование (если человек получает его впервые);

– получить второе образование по иной специальности, повысить квалификацию, пройти переподготовку.

В рамках образовательного процесса предусмотрены многочисленные социальные гарантии.

К примеру, плата за учебники в Беларуси невысокая. При этом для отдельных категорий детей предусмотрено бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, инвалидов с детства; лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования и страдающих онкологическими заболеваниями или больных туберкулезом и других категорий).

Для обучающихся из многодетных семей плата за пользование учебниками и учебными пособиями снижается на 50%. Электронные версии учебников находятся в свободном доступе в сети Интернет (http://uchebniki.by/).

Ряд категорий учащихся получают питание за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (дети из малообеспеченных семей; из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет; 1–4 классов всех учреждений общего среднего образования, а также 5–11 классов учреждений общего среднего образования, проживающие в сельских населенных пунктах; из семей, в которых один из родителей является инвалидом I или II группы; находящиеся в социально опасном положении и др.).

Хорошо успевающим студентам выплачивается стипендия. Выпускникам, обучавшимся за счет средств бюджета, гарантируется предоставление первого рабочего места в соответствии с законодательством о труде путем распределения.

Государством обеспечиваются социальные гарантии работникам, направляемым нанимателем на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку (сохранение средней заработной платы по месту работы на период обучения, оплата проезда к месту учебы, командировочных, суточных, проживание и др.).

Поддержка одаренных учащихся и студентов

О качестве белорусского образования свидетельствуют успешные выступления белорусских учащихся и студентов на международных олимпиадах и турнирах.

Важнейшим элементом системы государственной поддержки одаренных учащихся и студентов является специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. За 20 лет существования фонда были вынесены решения о присуждении более 33 тыс. поощрений учащимся и студентам, добившимся наивысших результатов на республиканских и международных интеллектуальных состязаниях. В 2016 году совет фонда принял решение о поощрении
2 178 человек (1 972 учащихся, студентов, курсантов, 206 педагогических работников) и 4-х научных, интеллектуальных и творческих объединений учащихся и студентов на общую сумму 610 338 рублей.

В 2016 году учащиеся Витебской области принесли в копилку республики четыре медали международных олимпиад: серебряная медаль  международной Менделеевской олимпиады школьников по химии завоевана выпускницей государственного учреждения образования ”Гимназия №1 г.Витебска“, бронзовая медаль на международной олимпиаде по физике в копилке государственного учреждения образования ”Средняя школа №16 г.Полоцка“, две бронзовые медали на международной олимпиаде по информатике завоевали учащиеся государственного учреждения образования ”Гимназия №8 г.Витебска“.

За 10 лет учащимися области завоевана 21 медаль международных олимпиад по учебным предметам. 

В 2016 году 27 педагогов (преподавателей), 190 учащихся и студентов получили премии специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке одаренных учащихся и студентов (2015 год – 24 и 191 соответственно).

За пять лет поощрения специального фонда Президента Республики Беларусь получили 107 преподавателей и педагогов учреждений образования, 500 студентов, 11 учащихся профессионально-технического, 22 – среднего специального образования и 521 учащийся школ и гимназий области. Всего 1161 человек.  

С 2011 года учреждены премии Витебского областного исполнительного комитета учащимся – победителям заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, международных олимпиад и педагогам, их подготовившим. 

В соответствии с поручением Президента Республики Беларусь в 2004 году создан Республиканский банк данных одаренной молодежи. На сегодняшний день на учете в банке данных состоит 5 939 человек.

Граждане (в возрасте до 31 года), включенные в банки данных одаренной и талантливой молодежи, имеют право на внеочередное получение жилого помещения в общежитии на период обучения; на первоочередное распределение после окончания УВО. Также предусмотрено повышение на 50% тарифных ставок (окладов) молодым специалистам с высшим образованием, включенным в банки данных одаренной и талантливой молодежи в период обучения в УВО и принятым на работу в организации, финансируемые из бюджета. Лауреатам фонда предоставлены права на поступление без вступительных испытаний в учреждения высшего образования, магистратуру и аспирантуру; на получение льготного кредита на строительство (реконструкцию) либо приобретение жилого помещения.

Участие Республики Беларусь в формировании Европейского пространства высшего образования

Процедура присоединения Республики Беларусь к Европейскому пространству высшего образования (далее – ЕПВО, существует с 1 июля 2010 г., до этого – Болонский процесс) начата в 2010 году в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь.

Решение в отношении присоединения Беларуси к ЕПВО было принято 14 мая 2015 г. в г.Ереване на конференции министров образования.

На протяжении более 10 лет Министерство образования системно работало по имплементации (внедрению) инструментов ЕПВО в национальную систему образования, поэтому существенной перестройки национальной системы образования происходить не будет.

В целях обеспечения более тесной связи образования с рынком труда и оперативного реагирования на его запросы начата разработка образовательных стандартов высшего образования нового поколения.

В 2016 году организован пересмотр Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ”Специальности и квалификации“ ОКРБ 011–2009 с целью приведения в соответствие с Международной стандартной классификацией образования (МСКО–2011), классификацией видов экономической деятельности (ОКРБ 005–2011) и оптимизации количества специальностей (исключения дублирования) и сроков подготовки.

Подходы к совершенствованию системы высшего образования нашли отражение в проекте новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании, который вынесен в феврале 2017 г. на общественное обсуждение.

Экспорт белорусских образовательных услуг

Республика Беларусь является участником 105 международных договоров в сфере образования, науки и молодежной политики (2005 год – 39 договоров).

С каждым годом в нашу страну приезжает все большее количество иностранных граждан, желающих получить образование в Беларуси. Сегодня в УО Республики Беларусь обучается более 20 тыс. иностранных граждан из 107 стран.

Экспорт белорусских образовательных услуг охватывает страны СНГ (Туркменистан, Россия, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан), Южной и Юго-Восточной Азии (Китай, Бангладеш, Вьетнам, Пакистан, Шри-Ланка), Ближнего Востока (Ирак, Ливан, Иран, Турция), Африки и Латинской Америки (Нигерия, Эквадор, Венесуэла).

За 2016 год экспорт услуг образования по отрасли ”Образование“ составил 70,7 млн. долл. США, обеспечен темп роста экспорта услуг за 2016 год к 2015 году в 115,5 %.

В структуре экспорта услуг за 2016 год услуги образования составляют 79,7%, услуги в области науки – 9,2%, туристские услуги – 9,8%, прочие услуги – 1,3%.

Университеты Минобразования поддерживают партнерские отношения в сфере научного и научно-технического взаимодействия с научными организациями 64 стран мира в рамках свыше 1 820 договоров.  Ими налажен экспорт приборов и устройств, применяемых в медицине, устройств на жидких кристаллах, лазеров, приборов и аппаратов для физического или химического анализа, аппаратуры для измерения и контроля электрических величин и излучений, которые относятся к высокотехнологичным и наукоемким товарам (работ, услуг).

В 2016 года БГУ упрочил свои позиции в рейтинге QS World University Rankings и занял 354 позицию. Это самая высокая позиция, которую когда-либо занимали белорусские вузы в авторитетных мировых рейтингах.

Актуальные вопросы дошкольного образования

”Шаговая“ доступность детских садов

Министерство образования и органы государственного управления заинтересованы в решении проблемы превышения наполняемости в отдельных детских садах и максимальном обеспечении их ”шаговой“ доступности.

Справочно.

В 2016 году введено в эксплуатацию 12 учреждений дошкольного образования на 2 670 мест (2015 год – 14 учреждений на 2 000 мест). Организован подвоз 10 137 воспитанников к детским садам (2015 год – 11 374 воспитанников). Отвечая на потребности родителей, создаются группы кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении (2016 год – 4 378 групп посещали 37 617 детей, 2015 год – 3 571 группу посещали 30 716 детей).

На уровне Правительства утвержден специальный план мероприятий, который предусматривает строительство в 2017–2020 годах 57 учреждений дошкольного образования на 10 900 мест, внедрение альтернативных форм дошкольных учреждений: размещение детских садов на первых этажах жилых зданий, открытие групп кратковременного пребывания, семейных детских садов в пристроенных к жилым домам помещениях, создание учреждений дошкольного образования частной формы собственности.

Система дошкольного образования области включает 584 учреждения, из которых 162 входят в состав учебно-педагогических комплексов  ”детский сад – школа“.

В ноябре 2016 года введена в эксплуатацию вторая очередь учебно-педагогического комплекса ”Ясли-сад – начальная школа на 517 мест в 8-м микрорайоне г.Новополоцка“. Продолжается строительство учреждений дошкольного образования в городах Витебске, Орше, Глубоком, ввод которых запланирован на 2017 – 2018 годы. Изготовлена проектно-сметная документация по строительству учреждения дошкольного образования на 200 мест в г.Полоцке   (микрорайон ”Аэропорт № 3“).

По запросам законных представителей детей открыты 194 кратковременные группы для 1714 дошкольников. Из них на платной основе осуществляют свою деятельность 117 групп с гибким режимом пребывания для 1157 детей. Урегулирован порядок подвоза воспитанников. К месту обучения и воспитания подвозится 1120 детей.

Функционируют 70 санаторных, 125 специальных, 196 интегрированных групп. Для 262 детей работают 22 круглосуточные группы. Принятые меры способствовали выполнению норматива обеспеченности детей местами в учреждениях дошкольного образования на 98 процентов. Очередь отсутствует.

Платные образовательные услуги

По запросам родителей в дошкольных учреждениях оказываются платные образовательные услуги для детей по направлениям: ”Иностранный язык“, ”Хореография“, ”Детское ручное ткачество“, ”Материнская школа“.

Организация сбалансированного и качественного питания детей

Для удешевления питания на местах заключаются договоры с шефствующими организациями по оказанию безвозмездной помощи в приобретении овощной продукции, организуется самостоятельная заготовка и закладка овощей в овощехранилища учреждений дошкольного образования, поставка продуктов питания производится преимущественно от товаропроизводителей.

Натуральные нормы питания по основным группам продуктов, показывающие его сбалансированность и полезность, в 2016 году выполнялись на высоком уровне – от 85,0 до 98,0 %.

Справочно.

Витебская область – 98,0 %.

Для обеспечения эффективного контроля за качеством питания в дошкольных учреждениях устанавливаются специальные компьютерные программы для составления ежедневного меню, меню-требования и анализа выполнения натуральных норм.

Охрана и пропускной режим в дошкольных учреждениях

В учреждениях дошкольного образования на центральном входе в здание устанавливается пост охраны. Непосредственная охрана здания в выходные и праздничные дни осуществляется сторожами по графику, утвержденному руководителем учреждения дошкольного образования.

Право разрешения на вход посетителей (въезд, выезд транспорта) имеют следующие должностные лица: заведующий, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заместитель заведующего по основной деятельности.

Вход в здание учреждения дошкольного образования лиц разрешается только при наличии у них документа, удостоверяющего личность, после регистрации в журнале учета посетителей.

Круглосуточный доступ в здание учреждения дошкольного образования разрешен заведующему, его заместителям, персоналу обслуживающих организаций при возникновении аварийных ситуаций.

Актуальные вопросы общего среднего образования

Деятельность родительского и попечительского советов

В декабре 2016 г. внесены изменения и дополнения в положения о родительском комитете и попечительском совете учреждений образования, чтобы более четко разграничить их функции.

Одна из задач деятельности попечительского совета (в его состав могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица) – содействовать УО в развитии материально-технической базы. Денежные средства, направленные в распоряжение попечительского совета, формируются из добровольных перечислений (взносов) физических лиц, зачисляемых на текущий (расчетный счет) по учету внебюджетных средств УО.

Для решения актуальных задач учреждений общего среднего образования руководитель вместе с попечительским советом имеет право привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе спонсорскую помощь и средства родителей. Родительская помощь может оказываться только на добровольной основе путем перечисления средств на расчетный счет УО.

Родительские комитеты гимназий, школ не имеют права собирать деньги на нужды учреждений образования. В то же время члены родительского комитета УО, руководители УО согласовывают вопросы, для чего и в каком размере направляются денежные средства попечительского совета.

Школьная форма

Во всех видах учреждений общего среднего образования учащиеся І–ХІ классов придерживаются одежды делового стиля. Эта норма определяется уставом и правилами внутреннего трудового распорядка учреждения общего среднего образования.

Образцы моделей одежды делового стиля для учащихся учреждений общего среднего образования размещены на портале Министерства образования Республики Беларусь.

Родительские комитеты совместно с администрацией школ могут решать вопрос школьной формы, выбирая модели, цвета и качество тканей, из которых будет изготовлена одежда делового стиля для учащихся данного учреждения образования.

Совершенствование организации образовательного процесса (новые учебные программы, создание современных учебников)

В Беларуси поэтапно по всем учебным предметам вводятся обновленные учебные программы, учитывающие межпредметные связи и имеющие практическую (практикоориентированную) направленность.

В 2015/2016 учебном году по новым учебным программам обучались учащиеся I, V, X классов; в 2016/2017 учебном году по новым учебным программам обучаются учащиеся I, II, V, VI, X, XI классов.

С 1 февраля 2017 г. на Национальном образовательном портале (http://adu.by) работает открытая интернет-площадка ”Новые учебные программы: изучаем, обсуждаем“, на которой представлены обновленные учебные программы по всем учебным предметам. Все заинтересованные могут обратиться на портал с вопросами, предложениями, замечаниями и пожеланиями по интерактивной ссылке http://adu.by/ru/infoliniya.html.

В соответствии с Перспективным планом подготовки и выпуска учебников в 2016 году издано 46 учебных пособий; 14 из них – учебники нового поколения (яркие, написанные простым, доступным языком, имеющие современную электронную версию).

Проводится конкурс на создание учебников, в авторские коллективы входят учителя-практики. Разрабатывается целостный учебно-методический комплекс, включающий в себя учебник, учебно-методическое пособие для учителя, при необходимости рабочую тетрадь для учащихся. Все материалы издаются как на русском, так и на белорусском языке.

Справочно.

В период с 2017 по 2020 год планируется издать 231 учебное пособие: 2017 год – 53, 2018 год – 71, 2019 год – 58, 2020 год – 49.

Централизованно поставляется современное оборудование в кабинеты физики и химии. В 2013–2016 годах поставлено учебное оборудование для 612 учебных кабинетов физики и 166 кабинетов химии.

Учащиеся X–XI классов могут получить повышенный уровень подготовки, обучаясь в так называемых ”профильных“ классах. В рамках профильного обучения ученики имеют возможность не только изучать учебные предметы на повышенном уровне, что позволит успешно сдать централизованное тестирование (далее – ЦТ), но и освоить профессионально ориентированные курсы на факультативных занятиях, чтобы осознанно подойти к выбору будущей профессии.

Развитие ”Электронной школы“

Перспективным направлением развития системы образования является реализация проекта ”Электронная школа“, который включает в себя оснащение всех школ страны высокоскоростным беспроводным Интернетом; разработку и внедрение электронных документов (классного журнала и дневника), так называемую ”карту учащегося“, автоматизацию персонифицированного учета достижений учащихся.

Справочно.

В г. Минске с сентября 2013 г. осуществляется реализация регионального пилотного проекта ”Апробация модели управляемого развития электронных образовательных услуг“ (”Электронная школа“), осуществляется апробация и внедрение двух элементов электронной школы: ”Карта учащегося“, он-лайн сервис ”Электронный журнал-дневник“. ”Карта учащегося“ рассматривается как многофункциональный документ (карта – пропуск, читательский билет, платежное средство, проездной документ). Оформление и получение ”Карты учащегося“ осуществляются на добровольной основе.

Организация шестого школьного дня

Особенностью организации обучения и воспитания в школах Республики Беларусь является пятидневная учебная неделя и ”неучебная суббота“ – день для развития личности учащегося.

Как заявил Глава государства на состоявшейся 3 февраля 2017 г. встрече с представителями общественности, белорусских и зарубежных СМИ ”Большой разговор с Президентом“, ”почему мы – бездельники – пять дней работаем, два отдыхаем, а дети должны работать шесть дней и еще на воскресенье хватает?.. Суббота должна была быть спортивным днем, трудовое обучение. Ну и может быть кто-то хочет что-то подрепетировать. Если надо где-то факультативчик в субботу – полтора-два часа (не больше, не перегружая детей), – хорошо, пусть будут факультативы“.

Посещение учащимися мероприятий шестого школьного дня осуществляется на добровольной основе.

В шестой школьный день могут проводиться итоговые мероприятия предметных недель, научно-практические конференции, интеллектуальные конкурсы, фестивали и иные образовательные и культурные мероприятия для учащихся, а также экскурсии и туристические походы в соответствии с перечнем рекомендуемых Министерством образования для посещения обучающимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов.

В целях профессиональной ориентации, формирования практических навыков на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования для учащихся организуются мероприятия трудовой направленности (мастер-классы, ”трудовые мастерские“, профессиональные пробы, иные формы работы), профориентационные мероприятия, допрофессиональная подготовка.

В субботу для развития учащихся организована деятельность объединений по интересам в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи (около 65% объединений по интересам работают в субботу), объединений по интересам в учреждениях культуры и спортивных секций в специальных учебно-спортивных учреждениях.

Особое внимание в настоящее время уделяется проведению в шестой школьный день мероприятий для родителей (”Родительские университеты“, консультации учителей-предметников). Родителям предоставляется возможность для получения информации о специфике содержания учебных предметов; требованиях, предъявляемых к результатам учебной деятельности учащихся; нормах оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету; успехах и затруднениях ребенка при изучении учебного предмета; объеме, содержании домашних заданий, требованиях к качеству их выполнения.

Каждое учреждение образования с учетом интересов участников образовательного процесса, потенциала социокультурной сферы имеет свою систему организации шестого школьного дня и может самостоятельно определять мероприятия, регулировать расписание факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий, объединений по интересам, проведение консультаций учителей-предметников в этот день.

Информация о предлагаемых в шестой школьной день мероприятиях размещается на информационных стендах, интернет-сайтах учреждений образования, доводится до сведения родителей на родительских собраниях.

Вступительная кампания 2017 года

По предварительным данным, в 2017 году выпуск девятиклассников составит 87,3 тыс. человек (в 2016 году – 90,7 тыс. человек), выпуск одиннадцатиклассников – 57,8 тыс. человек (в 2016 году – 57,4  тыс. человек).

В 2017 году прием для получения профессионально-технического образования будет осуществляться в соответствии с Правилами приема, утвержденными постановлением Правительства Республики Беларусь от 14.07.2011 № 953, нормы которых являются стабильными на протяжении последних лет.

Прием на уровень среднего специального образования в 2017 году будет осуществляться в соответствии с Правилами приема, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4).

Главные новшества для абитуриентов, выпускников IX классов:

четко установлен порядок формирования конкурса на основе суммы среднего балла документа об образовании и результатов вступительных испытаний по специальности (при их наличии);

при поступлении по конкурсу среднего балла свидетельства об образовании учитывается отметка только по профильному предмету (не ниже 4-х).

Прием на уровень высшего образования будут осуществлять
42 государственных и 9 частных вузов.

В 2017 году будет предусмотрен расширенный набор в вузы на дневную бюджетную форму обучения по специальностям, связанным с развитием энергетики, биотехнологий, робототехники, автоматизации, физики, математики, астрономии, космических технологий, 3D-технологий, нанотехнологий, фармацевтики, экологии и иными перспективными направлениями.

Прием на платной основе для получения образования в дневной форме планируется на уровне 16,4 тыс. человек (2016 год – 17,4 тыс. человек), в заочной форме – 18,1 тыс. человек (2016 год – 19,8 тыс. человек).

Контрольные цифры приема в учреждения высшего образования на 2017 год в разрезе специальностей и форм получения образования будут утверждены и доведены до общественности до 1 апреля 2017 г.

Указом Президента Республики Беларусь от 09.01.2017 № 4 внесены изменения и дополнения в Правила приема лиц для получения высшего образования I ступени, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 80 (далее – Правила приема).

Основные особенности приемной кампании в вузы 2017 года:

введение нормы, разрешающей сдачу четвертого вступительного испытания в форме ЦТ. По желанию абитуриента предоставляется право дополнительно сдать одно вступительное испытание в форме ЦТ. При этом норма зачисления по результатам трех вступительных испытаний (государственному языку (на выбор) и двум профильным вступительным испытаниям) сохранена. В общий конкурсный балл абитуриента, как и прежде, включен средний балл документа об образовании;

действие сертификатов ЦТ в течение двух лет. Полученные в 2017 году оригиналы сертификатов ЦТ можно будет использовать в следующем году;

зачисление выпускников учреждений среднего специального образования, поступающих для получения высшего образования в сокращенный срок, по результатам двух профильных вступительных испытаний и среднего балла документа об образовании (без сдачи ЦТ по языку);

введение трех резервных дней для участия в ЦТ (для абитуриентов, по уважительной причине не прошедших ЦТ в основные дни).

Право поступления без вступительных испытаний на определенные специальности имеют победители олимпиад, конкурсов, чемпионатов (учебных, творческих, спортивных), обладатели аттестата об общем среднем образовании с награждением золотой, серебряной медалью, ”красного“ диплома о среднем специальном, профессионально-техническом образовании, лауреаты специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся.

Без вступительных испытаний на педагогические специальности, перечень которых устанавливается Министерством образования, зачисляются выпускники, прошедшие обучение в профильных классах педагогической направленности, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по всем учебным предметам и отметок не ниже 8 (восьми) баллов по профильным учебным предметам. При этом абитуриентам необходимо иметь рекомендации педагогического совета учреждения образования, которое они закончили, и пройти собеседование, а также обязательно работать по распределению не менее пяти лет.

В части проведения в 2017 году ЦТ планируется организовать:

  • регистрацию абитуриентов – со 2 мая по 1 июня;
  • основной этап ЦТ – с 12 июня по 2 июля;
  • регистрацию абитуриентов на резервные дни – с 30 июня по 3 июля;
  • резервные дни – 6, 8,10 июля;
  • время работы пунктов регистрации – с 9.00 до 19.00 (в субботние воскресные и праздничные дни – с 9.00 до 18.00).

Постановления Министерства образования ”О проведении централизованного тестирования по учебным предметам в 2017 году“ и 
”О сроках вступительной кампании в УВО в 2017 году“ будут утверждены не позднее 1 апреля 2017 г.

Ежегодно на сайте Министерства образования работает рубрика ”Абитуриенту“.

В целях оказания помощи абитуриентам, родителям и общественности в получении информации по приему в Министерстве образования будет организована работа телефонной ”горячей линии“.

Во время вступительной кампании на сайтах УО размещается информация о ходе приема документов, которая обновляется ежедневно не реже одного раза в 3 часа работы приемной комиссии (12.00, 15.00, 18.00).

Обеспечение экономики специалистами с соответствующим образованием

На пятом Всебелорусском народном собрании Глава государства в числе важных посылов развития национального образования особо отметил следующий: ”Система образования не должна быть оторванной от экономики. Надо увеличивать практико-ориентированность обучения. Это единственный путь подготовки специалистов, владеющих информационными технологиями“.

Усиливается практическая направленность обучения. Доля практического обучения в общем объеме учебных занятий составляет от 22% до 60% в зависимости от специальности.

В республике функционируют свыше тысячи (1048) филиалов кафедр на предприятиях, имеющих высокотехнологичные производства, в институтах НАН Беларуси и организациях социальной сферы.

В 2016 году подготовлено 31,2 тыс. рабочих с профессионально-техническим образованием, из них – 14,7 тыс. рабочих с повышенным уровнем квалификации (4-й разряд и выше); 36,3 тыс. специалистов со средним специальным образованием;  79,6 тыс. специалистов с высшим образованием (в том числе 5 тыс. магистров).

Реализуются мероприятия по подготовке научных работников высшей квалификации для реального сектора экономики и обеспечения развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам.

На указанные цели по всей отрасли в 2016–2020 годах планируется направить 76,6 млн. рублей.

Распределение (направление на работу) выпускников государственных учреждений

Процедура распределения выпускников (определения места работы) осуществляется как в целях социальной защиты выпускников, так и для удовлетворения потребности отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих.

В последние годы распределение проходит в условиях снижения кадровых потребностей нанимателей. Снизился текущий спрос на выпускников УО по специальностям, связанным с реальным сектором экономики, – строительством и промышленностью. При этом в 2015–2016 годах не было отмечено затруднений с распределением выпускников вузов по специальностям в сфере здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, связи, в ИТ-сфере, по педагогическим специальностям.

Тем не менее в 2016 году практически всем студентам было предоставлено первое рабочее место (свыше 95%).

В 2017 году количество студентов выпускных курсов государственных вузов, которые обучаются на I ступени высшего образования (специалисты) за счет средств республиканского бюджета, составляет примерно 32,9 тыс. человек. Из них 25,0 тыс. выпускников дневной формы получения образования будет подлежать распределению (в 2016 году – 19,6 тыс.).

По окончании обучения в УО выпускникам, получившим свидетельство о направлении на работу, предоставляются гарантии и компенсации: трудоустройство в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией; отдых продолжительностью 31 календарный день, а выпускникам, направленным для работы в качестве педагогических работников, – 45 календарных дней; компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде; денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются Правительством Республики Беларусь, и др.

Выпускники, которым предоставлено место работы путем распределения, обязаны отработать на данном рабочем месте установленные сроки –
как правило, от 2 до 5 лет (для ”целевиков“). Предусмотрено возмещение средств, затраченных государством, в случае нарушения условий договора о подготовке специалиста.

*****

Обеспечение доступности и качества образования по-прежнему остается ключевым приоритетом устойчивого развития Республики Беларусь.

Цели национальной социально-справедливой образовательной системы – удовлетворение образовательных запросов граждан, содействие развитию их индивидуальных интеллектуальных, творческих, нравственных, физических способностей. Этого можно достичь за счет использования инновационных принципов и подходов в обучении, углубления научного и учебно-методического обеспечения образования, обновления и расширения материально-технической базы, рационального сочетания бесплатной и платной форм получения образования населением, обеспечения широкого выбора образовательных программ и услуг, информатизации образовательного процесса.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.